Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой

В первых двух частях по теме разворотов на дорогах с разделительными полосами (Часть.1 . Часть 2 ) были рассмотрены несколько примеров выполнения этого маневра на четырехсторонних и Т-образных перекрестках.

Посмотрев иллюстрации, размещенные в тех статьях, несложно заметить, что в каких-то случаях можно развернуться по короткой дуге, а в каких-то нельзя или нежелательно выбирать короткую траекторию разворота. Объединив материал первых двух частей, в этой статье выделим разногласия относительно траектории разворота и составим последовательность выполнения этого маневра на перекрестках дорог, которые имеют разделительные полосы.

Как правильно развернуться на перекрёстке?

Как оказалось, разворот на перекрёстке не так прост, к тому же некоторые казахстанские водители не знают о правилах совершения этого манёвра.

Но сначала обратимся к теории выполнения левого поворота, а заодно, и разворота на перекрестке. В ПДД нет четкой инструкции, каким образом данные маневры (левый поворот и разворот) должны выполняться на перекрестках.

Типичная ситуация: вам нужно развернуться, слева тянется сплошная разметка — придётся разворачиваться на ближайшем перекрёстке. Всё верно, но как это сделать правильно? Однозначно ответить нельзя — перекрёстки бывают разных конфигураций. Но есть одно требование, которое необходимо выполнять всегда, — соблюдать пункт 8.7 ПДД РК: поворот осуществляется таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей дорог транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Казалось бы, к чему он, ведь поворот (возможный не только налево, но и направо) и разворот не одно и то же. А теперь пример: вы движетесь по проспекту Райымбека в Алматы и решили развернуться на пересечении с улицей, к примеру, Панфилова.

Правила разворота на всех видах перекрестков

Многие новички вообще не знают, разрешен ли разворот на перекрестке.

Конечно, если нет запрещающих этот маневр знаков, то развернуться можно.

Правда, не следует думать, что это не самое сложное действие можно совершать на проезжей части, не обращая внимания на детали. Так, например, на дороге с разделительной полосой направление движения следует выбирать таким образом, чтобы автомобиль даже на коротком участке не ехал по встречной полосе. то есть выбирать «дальнюю» траекторию разворота. Если водитель выбрал «дальнюю» траекторию разворота и не «вписался» в границы перекрёстка, то он неизбежно пересечёт сплошную линию разграничения встречных потоков.
Но при этом выезда на встречную полосу он не совершит, так как двигаться будет перпендикулярно ей. За такое нарушение предусматривается только штраф до 1500 рублей.

Разворот (на перекрестке, вне перекрестка, с использованием придомовой территории)

В ходе экзамена разворот, видимо, самое популярное действие, которое инспектор просит выполнить чтобы проверить как вы управляете автомобилем.

В ходе обучения, разворот нужно настойчиво тренировать, делать не менее 5-10 разворотов основных типов.

Хотел бы отметить еще один момент – радиус разворота сильно отличается у разных машин, если вы привыкли управлять небольшой машиной – Лада “Калина” или Лада “Гранта”, то выполнять развороты на Ford Focus, VW Polo, не говоря уже о Волге, вам будет сложно, если есть минимальный риск такой машины на экзамене – потренируйтесь (возьмите дополнительные занятия). Один из самых сложных маневров. На первый взгляд, данный маневр мало отличается от двух последовательных поворотов налево.

Проблема только в том, что движение водителей и пешеходов на перекрестке часто очень сложное, и вы не очень хорошо понимаете, кого и как пропускать (по ПДД, а не «по понятиям»), каким бортом разъезжаться с машинами, делающими встречный маневр.

Как выполнять разворот на перекрестках

Многие из нас садятся за руль каждый день, а экзамен на права сдавали когда-то давно. Среди ряда ненужных правил, мы забываем весьма важные, знание которых может спасти жизнь или избавить от потока неприятных слов в наш адрес.

О таких пунктах ПДД РМ и пойдет речь сегодня. Кругов в Кишиневе все больше, а ездить по ним мы так и не научились.

В правилах нет ни отдельной главы, ни отдельного пункта, разъясняющего водителям правильное движение по кругу.

ПДД Республики Беларусь глава 9

49.

Но перекресток с круговым движением — это прежде всего перекресток и к нему применяются все соответствующие правила. Круг — тоже перекресток с присущими ему правилами. Въезжать на круг вы можете с любой полосы, но при этом должны занять соответствующую полосу на нем самом. Выезжать с круга можно только с крайней правой полосы, если нет другой разметки или знаков.

Перед началом движения, перестроением, поворотом налево или направо, разворотом и остановкой водитель транспортного средства обязан подавать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны, либо включена аварийная световая сигнализация, – рукой. При этом: 49.1. сигналу левого поворота, разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх; 49.2.

сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх; 50.

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала маневрирования (перед подъездом к месту его совершения) – поворота, разворота на перекрестке, съезда с дороги и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед маневрированием): 51.1.

Посмотреть видео

Многие водители полагают, что для выполнения разворота необходимо обязательно выехать на середину перекрестка (по аналогии с левым поворотом), но этого делать не рекомендуется: как только автомобилист достиг разрыва осевой линии, ему нужно начинать разворот. Если вы выедете на середину перекрестка, то водитель следующего автомобиля, который хочет развернуться, может подумать, что вы планируете повернуть налево.

Представьте такую ситуацию: вы выехали на центр перекрестка, начали разворот — и тут же обнаруживаете слева от себя машину, которая также выполняет разворот (поскольку ее водитель начал делать это несколькими метрами ранее) и едва не касается своей передней частью вашего автомобиля.

Правда, в соответствии с ПДД преимущество в данном случае будет на вашей стороне, но провоцировать возникновение аварийной ситуации ни к чему.

Разворот по малому радиусу

Как было сказано в прошлой статье, при взаимном левом повороте на перекрестке проще разойтись со встречным автомобилем правыми бортами.

В этом случае траектории транспортных средств не пересекаются – рисунок №1.

Выполнение разворота по малому радиусу, когда со встречным транспортным средством водители также расходятся правыми бортами, является естественным продолжение такой ситуации – рисунок №2.

Траектория движения желтого автомобиля не пересекается ни с траекторией поворота красного автомобиля налево, ни с траекторией его разворота. Более того, траектории разворотов по малому радиусу, как красного, так и желтого не заходят на самую опасную часть перекрестка – пересечение проезжих частей, выделенное зеленым квадратом. Согласно строительным нормам, промежуток между окончаниями разделительной полосы на перекрестке рассчитывается только исходя из поворота налево.

Разворот на перекрёстке

Некоторые новички не знают разрешено ли разворачиваться на перекрёстке. Конечно, можно в том случае, если нет запрещающих знаков.

При этом стоит отметить, что такой манёвр не такой уж и простой, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы это сделать необходимо учитывать все детали. Возьмем такой пример: если водитель двигается по дороге с разделительной полосой, то ему необходимо выбрать направление своего движения таким образом, чтобы не выехать на встречную полосу, то есть он должен выбрать дальнюю траекторию разворота.

В начале разговора о разворотах, хотелось бы заострить своё внимание на типах перекрёстков, а также осветить запрещающие знаки для такого манёвра.